По-моему, это Михалкову следует "почитать записки оцевидцев и просмотреть видеохронику", а то такое ощущение, что он проходил войну в современной школе за 3-4 урока.
Почему? Ведь все предвещало грандиозный успех... Режиссер оскароносец Никита Михалков (главная роль комдива Котова), рекордный бюджет, звездный состав сценаристов, актеров, художников и операторов, съемки за рубежом, новейшие компьютерные программы, спецэффекты, настоящая техника, униформа, массовки, восемь лет работы... Зрителю еще был памятен успех первого фильма 1994 года. По отзывам, ветераны уходили с премьеры во Дворце съездов возмущенные (современное кино им, кажется, вообще смотреть не показано). У 70% опрошенных мнение отрицательное. По оценкам экспертов, прокат не покроет и 16% затрат. Критика и кинозрители на форумах не оставили на бедном Никите Сергеевиче живого места. Не пойдем по их стопам. Режиссер в интервью заявлял, что свой фильм он предназначает в первую очередь молодым. Данную рецензию я тоже обращаю вниманию молодежи. «Да ведают потомки православных...» Давайте уважительно и объективно разберемся, почему же фильм знаменитого кинохудожника, пусть и не повторив успех предыдущего «солнца», не стал просто хорошей картиной про войну?
Оговоримся сразу: представленная картина по всем меркам высокопрофессиональная, грандиозная по масштабам действия и охвату тем режиссерская и постановочная работа. И после премьеры Никита Михалков отнюдь не перестал быть Михалковым. Однако ни мастер, ни его блокбастер не застрахованы от неудач (сколько тому примеров!), такое уж это искусство. А здесь неудача была предсказуемой.
Кино, как известно, начинается вовсе не с гигантского бюджета, а с хорошего сценария, и отсутствие такового (как и отсутствие в титрах автора «Утомленных солнцем» Рустама Ибрагимбекова) не возместят ни деньги, ни спецэффекты, ни звезды. Попытка превзойти Голливуд и поразить зрителя зрелищами доселе невиданными подвела авторов фильма. При составлении рецепта верного успеха они щедро насыпали в котел киноэпоса «сорок бочек арестантов», и в трехчасовом потоке «экшена», надрыва, баталий, массовок, ужасов, взрывов и смертей просто захлебнулись роли известных актеров, обещавших, казалось бы, большой потенциал. Получился тяжеловесно пафосный, чрезмерно натуралистический военный боевик с длиннотами и пустотами, без чувства меры, внятных характеров, логики сюжета и идейной основы. Умный наш зритель его не принял.
Такое впечатление, что бригаду прославленных кинематографистов (Никита Михалков, Глеб Панфилов, Эдуард Володарский) при создании сценария картины подняло и понесло бурным вихрем вдохновения. Но даже увенчанным лаврами мастерам даром не проходят вольное и тенденциозное обращение с реальной историей, пусть во имя высоких художественных идей. Нельзя дать правду искусства вопреки правде факта. Кстати, Никита Михалков неоднократно рассказывал прессе, что фильму предшествовала кропотливая подготовительная работа с кинохроникой и архивами. То же самое, помнится, нам с гордостью сообщали и перед блокбастерами «1612» и «Адмирал», а потом оправдывались, что, собственно, ничего исторического делать и не собирались, а снимали «по мотивам»...
Намеренно не пересказываю сюжет, тем более пересказ порой звучит абсурдом. Да и сюжета как такового нет, есть разобщенные эпизоды, в которые вкрапляются ностальгические кадры старого фильма. Сквозные линии трех основных героев так и не пересекаются. Несуразности в каждом кадре. Чекист Митя Арсентьев (Олег Меньшиков), удачно выплывший из ванны с вскрытыми венами, нагло обманывает Сталина и Берию, сообщая им, что жена Котова в лагере, в то время как сам он вскоре садится в одну машину и вроде как семейно живет с супругой врага народа (Ингеборгой Дапкунайте вдруг оказывается Виктория Толстоганова) и его дочерью (Надежда Михалкова). Причем Сталин с Берией не могут об этом не знать — водитель Мити информирует начальство обо всем! Полковника госбезопастности Арсентьева почему то вдруг лично отправляют искать Котова на фронте. Как будто нельзя нажать кнопку! Как будто всем им больше делать нечего!
В 41 м Наденьке должно быть лет одиннадцать, а она выглядит невестой, при этом ей доверено воспитание советских детей в пионерлагере. Другой лагерь (уже не пионерский) зэка Котова почему то стоит вблизи границы, и в ночь на 22 июня 1941 года статью ему кто то сменил на уголовную.
Явно сэкономили на военных консультантах. Уж они подсказали бы, что немецкие танкисты не крепили на своих машинах флаги со свастикой в качестве парусов, а стелили наверху башни, чтобы видела своя авиация. И что немецким пикировщикам было некогда бомбить, да еще с бреющего полета, лагеря заключенных, проводить показные атаки судов под Красным Крестом и сбрасывать на наши войска кучи дырявых ложек с надписью «Учебная. Скоро придем». Все три эскадры Ю 87 (200 – 300 машин) были приданы наступающим танковым группам и с предельным напряжением работали по переднему краю с отвесного пикирования. И стрелок «юнкерса» никоим образом не мог бы справлять нужду за борт кабины на советское судно, так как скорость бомбардировщика 200 – 300 километров в час. И тем более невероятно было бы дажеm случайно попасть в него с корабля из ракетницы. В любом случае воздушный хулиган за такой цирк загремел бы под военный суд вместе с допустившим это пилотом.
После потопления корабля с ранеными и детьми героиня комсомолка Надя держится за кстати подвернувшуюся морскую рогатую мину до самой ночи, но реально она не выжила бы в холодной балтийской воде и получаса, не говоря уж о ее спасителе, сержанте и бывшем священнике с ампутированными ногами (Сергей Гармаш), который окрестил пионервожатую в православную веру прямо на мине. Результат налицо. «Юнкерс», вторично прилетевший, чтобы зачистить следы нарушения немецкими летчиками Гаагской конвенции, падает в море. Мина выносит девушку на берег, как князя Гвидона, а потом чудесным образом дрейфует обратно, чтобы взорвать не подобравший Надю «катер НКВД» с эвакуируемым партархивом, бюстами Сталина и стервозной женой большого вельможи (Мария Шукшина). Вот что крест животворящий делает! В другом эпизоде авиабомба пробивает крышу храма и цепляется за паникадило, а после взрыва нерушимой остается лишь икона Богородицы.
Затрагивая деликатную тему религии и обретения веры, нельзя не заметить, что не принять за идейную основу картины явленные в ней чудеса никак нельзя. Думаю, даже верующие восприняли такую конъюнктурную трактовку неодобрительно.
Ну никак не мог попасть Котов ни в штрафбат для командиров, ни в штрафную роту для рядового состава и осужденных из мест лишения свободы, так как из этих самых мест он бежал 22 июня 1941 года! А образованы были штрафные части только в июле 42 го (снова привет Э. Володарскому!). И тем более не мог наш неуязвимый герой оставаться по доброй воле в штрафниках после снятия судимости целых два года (обычный срок три месяца). И какой смертный смог бы провоевать в штрафной роте два года? Проведите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!
Вот стоят под Москвой в октябре 41 го эти самые лжештрафники: вперемешку осужденные командиры, уголовники и с ними Котов. Вид у всех бомжеватый, противотанковые заграждения они сооружают из железных кроватей ближайшего пионерлагеря, а один для защиты привязал к спине... дверь. Командует этой компанией «начальник укрепрайона», старший лейтенант с нездоровой психикой (Евгений Миронов). Вдруг с песней подходит рота элитных кремлевских курсантов, все ростом не ниже метр восемьдесят три. Здесь автор, сын бывшего курсанта ВВКУ имени Верховного Совета СССР, хотел бы вступиться за честь имени сводного полка «кремлевцев», доблестно воевавшего в Московской битве. В истории его подвиг хорошо известен. В фильме же нелепый вымысел.
В картине курсанты едут к фронту на крытых машинах, почему то сняв шинели с обвесом (в действительности полк совершил невероятный ночной 85-километровый марш с полной выкладкой). Их капитан позволяет оскорбить себя перед строем старлею неврастенику, а потом его и его бойцов штрафники весело пугают забытой в пионерлагере салютной пиротехникой. Помирившись, командиры обсуждают по карте планы: «А если немцы пойдут отсюда...» Да откуда бы ни зашли, накройтесь дверью (либо панцирной сеткой) и ждите погибели! Вести огонь из за кроватного забора «укрепрайона» невозможно, нет касок, противотанковых гранат и бутылок с горючей смесью, у многих нет оружия. Никто не роет ячейки, все тесно набиваются в одну траншею, да еще мешает проходу чудак с дверью. Курсант грузин в радостном заблуждении бежит навстречу зашедшим с тыла немецким танкам (ведь у него брат танкист). Из переднего танка высовывается улыбающийся механик водитель, угощает курсанта шоколадкой с Адольфом Гитлером на обертке и жестом вежливо просит посторониться. Тот яростно пытается остановить танк штыком и гибнет под гусеницами. После запоздалого приказа «Отсекай пехоту!» (видимо, сценаристы с детства запомнили эту команду из старых фильмов про войну) пожилой, но опытный Котов дерется как барс, неопытные курсанты гибнут один за другим.
В итоге на оставшемся за нашими поле боя стоят еще три неизвестно чем подбитых танка и лежат павшие в соотношении пять к одному не в нашу пользу, засыпанные алюминиевыми ложками, сброшенными с пикирующего бомбардировщика. Двероносца (Артур Смольянинов) спасает чудо богатырь Котов, который бревном подваживает придавивший его танк. Старший лейтенант с выпущенными кишками, перед тем как выстрелить себе в висок, клянет Сталина, бросившего на убой «мальчишек», то есть людей призывного возраста, избравших профессию офицера.
Продолжать все это тягостное перечисление ляпов можно бесконечно, я не привел и половины, но газетная полоса не резиновая. Да и зачем? В ноябре утомленным зрителям обещали продолжение — «Цитадель». При этом надежды, что там не будет подобных «фэнтези», нет никакой...
Сергей ЛАПШОВ, Военный вестник Карелии, 8 мая 2010 года, №7
Согласна с Кристиной! Если рассматривать каждый фильм по принципу Станиславского "не верю", то что останется в нашем кинематографе и вообще искусстве? не для этого был снят фильм и где вообще уверенность, что наши историки правы???? может это все тоже ложь?
А мне очень понравился фильм! Он такой же нелепый, как и сама война. Исторические факты большинство и не знают, а в школе программу так урезали, что детишки за 3-4 урока проходят эту войну. Так что, факты можно оставить историкам, а вот эмоционально он сумел передать всю боль, всю нелепость этой войны. Да, там нет динамического сюжета, но каждый эпизод, каждая сцена пронизана таким трагизмом. Этот фильм заставляет задуматься и это главное!
Дело не в красоте войны, а в том, что Никита Михалков переврал исторические факты. История, поданная в таком ключе, как в этом фильме, - не лучший пример для нашей молодежи.
Если не верите мне, почитайте рецензию Сергея Лапшова, главного редактора газеты "Военый вестник Карелии" и председателя клуба любителей военной истории "Стягъ". Статья напечатана в этой же газете и шла приложением к газете Карелия от 8 мая этого года.
Послушайте хотя бы историков!
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. В.Г. Белинский
Михаил Ромм - "Обыкновенный фашизм". Мерзость? Мерзость оттого, что документальная правда. "Иди и смотри" Элема Климова. Мерзость? Мерзость оттого, что документальная правда, воплощенная в киношедевре, "Прокляты и убиты" Астафьева. Мерзость? Мерзость оттого, что...сами понимаете. Трудно рассуждать о войне, на которой не был. Ты знаешь лишь гадости, которые в последнее время любят раскапывать. Недооцененная роль к памяти - это ли не важное упущение в жизни современного человека? Никита Сргеевич "это" пытается донести до нас, несведующих, нечитающих военные архивы, посещающих вечный огонь и места боевой славы только в день великого праздника - 9 мая! И что вам не дает покоя эта "немецкая жопа" и "сиськи"? Это было сильно. Это было необходимо. Такое ощущение, что зрителям провели совместную лоботомию. Куда пропали чувства и ощущения? Да, Никита Сергеевич, безусловно, "переиграл" некоторые моменты, но увлечься в процессе создания дилогии (не беру в основу первый фильм) вполне естесственно.И актеры "не безлики", как вы утверждаете. Каждый н своем месте, чуть "сдвинуть" и фильм потеряет стержень. Кто бы изобразил еврея лучше самого еврея (Валентин Гафт) особая честь отцу Александру (Сергей Гармаш), отдельное спасибо Андрею Панину - сильно и смело! А вы, сидя в мягких креслах рассуждаете том, что актеры сыграли плохонько и пусто? Вот это действительно мерзость. И пусть "физиологических картин" в фильме предостаточно, но чем еще скажите, можно подействовать на заскорузлых, заржавевших, разбалованных "американщиной" зрителей? вот у таких-то людей и идет Никита Сергеевич на поводу. Держите, мол, и гуся в яблочках и суши иноземные) Жду второй части, надеюсь на подобное первой качество. А слабонервным советую почитать записки оцевидцев, просмотреть видеохронику, послушать своих дедов и ответить на один главный вопрос: "А война была красивой?"
Полностью согласна с Артемом. Фильм о Великой Отечественной войне, так масшабно разрекламированный в СМИ и поданный как "Великое кино о Великой войне" не имеет право на такие грубые исторические и сюжетные ошибки. Никита по-моему переживает стадию маразма...
Мерзость. Именно так, не больше не меньше. Ощущение, что тебя и всю твою страну макнули мордой в дерьмо на целых три часа и держат, не давая подняться.
Всегда спокойно относился к Михалкову. Да, самодовольный, самовлюбленный, но при этом очень талантливый режиссер. Да, с чисто голливудским подходом (особенно четко это проявилось в "Сибирском Цирильнике"), но снимающий в общем-то неплохое и вполне смотрибельное кино.
До этого момента. Да, я не ветеран, но даже у меня ощущение плевка в душу. Причем такого смачного, долгого и со смаком. Потому что это не русское кино. Это чисто западный фильм про Нашу войну и снятый в Нашей стране. Но это НЕ НАШ фильм. Это ИХ ФИЛЬМ. С хорошими фашистами, с придурками-русскими и войной - "бессмысленной и беспощадной".
На экране полная каша - без сюжета и смысла. Каша из кровавых кишок, мата через слово, все той же тупости и немецкой жопы во весь экран. Это можно простить американскому режиссеру, понятия не имеющем о Великой Отечественной и Подвиге Русского Народа. У нас такое простить нельзя никому.
И ведь да - было. Было все это. И кровь, и неразбериха, и глупость с головотяпством наших военных из-за чего погибли тысячи ни в чем неповинных людей. Было. Но нельзя - КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ смещать акценты ТОЛЬКО на это. Да, взорвали мост с гражданскими два тупеньких солдатика, ну так покажите после этого бравое наступление наших войск в том же 1943-м! Нет. Давайте лучше полюбуемся, как наши сами ПРОВОЦИРУЮТ (!!!) немцов, чтобы те их убили (все таже злополучная сцена с жопой). Может хоть после этого мы увидим разгром оккупантов? Да хрен вам! Смотрим, как штрафбат и кремлевские курсанты гибнут под гусеницами немецких танков. И ради чего? Да просто так. Пушечное мясо. Всем посрать. С самолета.
И так все три часа. В фильме выпущенном ко Дню Победы фрицы сжигают жителей всей деревни, заперев их в сарай, а подано это так, что не чувствуешь к ним ни капли (!) жалости. Не удивлюсь, если в конце второй серии прилетят войска Союзников во главе с США, а тупые русские в шапках-ушанках будут играть на balalaika и угощать их vodka. Вот ведь какая историческая правда по Никите Сергеевичу! Если уж снимаешь исключительно прозападные фильмы, то и живи там и снимай исключительно для них. Пусть радуются. А нас увольте.
Я уж не говорю, про героев, что приходят и уходят в пустоту. Великолепные актеры и абсолютно пустые роли. Не жалко никого. Нет ни жизней, ни характеров, ни людей. Есть массовка и несколько статистов с текстами. По какому-то недорозумению этими статистами выступают наши лучшие актеры. Но играть им решительно нечего.
На фоне этого меркнет вообще все - и "верующая мина" и "Я Дармидонт. Покажи мне сиськи" и "перчатка Фредди Крюгера". И даже Бог с ними, с этими несостыковаками типа штрафбатов в 1941, возраста Нади и воскрешения из мертвых основных героев. Это все пустяк. А вот чувство мерзости осталось.
Фильм неплохой! Правда, сюжетная линий не очень продумана. Жаль, что задействованный арсенал хороших актеров появляется на экране всего лишь на несколько минут!
Утомленные солнцем 2: Предстояние
По-моему, это Михалкову следует "почитать записки оцевидцев и просмотреть видеохронику", а то такое ощущение, что он проходил войну в современной школе за 3-4 урока.
Edmund
14.05.2010 | 13:37
Ответить
Почему? Ведь все предвещало грандиозный успех... Режиссер оскароносец Никита Михалков (главная роль комдива Котова), рекордный бюджет, звездный состав сценаристов, актеров, художников и операторов, съемки за рубежом, новейшие компьютерные программы, спецэффекты, настоящая техника, униформа, массовки, восемь лет работы... Зрителю еще был памятен успех первого фильма 1994 года. По отзывам, ветераны уходили с премьеры во Дворце съездов возмущенные (современное кино им, кажется, вообще смотреть не показано). У 70% опрошенных мнение отрицательное. По оценкам экспертов, прокат не покроет и 16% затрат. Критика и кинозрители на форумах не оставили на бедном Никите Сергеевиче живого места. Не пойдем по их стопам. Режиссер в интервью заявлял, что свой фильм он предназначает в первую очередь молодым. Данную рецензию я тоже обращаю вниманию молодежи. «Да ведают потомки православных...» Давайте уважительно и объективно разберемся, почему же фильм знаменитого кинохудожника, пусть и не повторив успех предыдущего «солнца», не стал просто хорошей картиной про войну?
Оговоримся сразу: представленная картина по всем меркам высокопрофессиональная, грандиозная по масштабам действия и охвату тем режиссерская и постановочная работа. И после премьеры Никита Михалков отнюдь не перестал быть Михалковым. Однако ни мастер, ни его блокбастер не застрахованы от неудач (сколько тому примеров!), такое уж это искусство. А здесь неудача была предсказуемой.
Кино, как известно, начинается вовсе не с гигантского бюджета, а с хорошего сценария, и отсутствие такового (как и отсутствие в титрах автора «Утомленных солнцем» Рустама Ибрагимбекова) не возместят ни деньги, ни спецэффекты, ни звезды. Попытка превзойти Голливуд и поразить зрителя зрелищами доселе невиданными подвела авторов фильма. При составлении рецепта верного успеха они щедро насыпали в котел киноэпоса «сорок бочек арестантов», и в трехчасовом потоке «экшена», надрыва, баталий, массовок, ужасов, взрывов и смертей просто захлебнулись роли известных актеров, обещавших, казалось бы, большой потенциал. Получился тяжеловесно пафосный, чрезмерно натуралистический военный боевик с длиннотами и пустотами, без чувства меры, внятных характеров, логики сюжета и идейной основы. Умный наш зритель его не принял.
Такое впечатление, что бригаду прославленных кинематографистов (Никита Михалков, Глеб Панфилов, Эдуард Володарский) при создании сценария картины подняло и понесло бурным вихрем вдохновения. Но даже увенчанным лаврами мастерам даром не проходят вольное и тенденциозное обращение с реальной историей, пусть во имя высоких художественных идей. Нельзя дать правду искусства вопреки правде факта. Кстати, Никита Михалков неоднократно рассказывал прессе, что фильму предшествовала кропотливая подготовительная работа с кинохроникой и архивами. То же самое, помнится, нам с гордостью сообщали и перед блокбастерами «1612» и «Адмирал», а потом оправдывались, что, собственно, ничего исторического делать и не собирались, а снимали «по мотивам»...
Намеренно не пересказываю сюжет, тем более пересказ порой звучит абсурдом. Да и сюжета как такового нет, есть разобщенные эпизоды, в которые вкрапляются ностальгические кадры старого фильма. Сквозные линии трех основных героев так и не пересекаются. Несуразности в каждом кадре. Чекист Митя Арсентьев (Олег Меньшиков), удачно выплывший из ванны с вскрытыми венами, нагло обманывает Сталина и Берию, сообщая им, что жена Котова в лагере, в то время как сам он вскоре садится в одну машину и вроде как семейно живет с супругой врага народа (Ингеборгой Дапкунайте вдруг оказывается Виктория Толстоганова) и его дочерью (Надежда Михалкова). Причем Сталин с Берией не могут об этом не знать — водитель Мити информирует начальство обо всем! Полковника госбезопастности Арсентьева почему то вдруг лично отправляют искать Котова на фронте. Как будто нельзя нажать кнопку! Как будто всем им больше делать нечего!
В 41 м Наденьке должно быть лет одиннадцать, а она выглядит невестой, при этом ей доверено воспитание советских детей в пионерлагере. Другой лагерь (уже не пионерский) зэка Котова почему то стоит вблизи границы, и в ночь на 22 июня 1941 года статью ему кто то сменил на уголовную.
Явно сэкономили на военных консультантах. Уж они подсказали бы, что немецкие танкисты не крепили на своих машинах флаги со свастикой в качестве парусов, а стелили наверху башни, чтобы видела своя авиация. И что немецким пикировщикам было некогда бомбить, да еще с бреющего полета, лагеря заключенных, проводить показные атаки судов под Красным Крестом и сбрасывать на наши войска кучи дырявых ложек с надписью «Учебная. Скоро придем». Все три эскадры Ю 87 (200 – 300 машин) были приданы наступающим танковым группам и с предельным напряжением работали по переднему краю с отвесного пикирования. И стрелок «юнкерса» никоим образом не мог бы справлять нужду за борт кабины на советское судно, так как скорость бомбардировщика 200 – 300 километров в час. И тем более невероятно было бы дажеm случайно попасть в него с корабля из ракетницы. В любом случае воздушный хулиган за такой цирк загремел бы под военный суд вместе с допустившим это пилотом.
После потопления корабля с ранеными и детьми героиня комсомолка Надя держится за кстати подвернувшуюся морскую рогатую мину до самой ночи, но реально она не выжила бы в холодной балтийской воде и получаса, не говоря уж о ее спасителе, сержанте и бывшем священнике с ампутированными ногами (Сергей Гармаш), который окрестил пионервожатую в православную веру прямо на мине. Результат налицо. «Юнкерс», вторично прилетевший, чтобы зачистить следы нарушения немецкими летчиками Гаагской конвенции, падает в море. Мина выносит девушку на берег, как князя Гвидона, а потом чудесным образом дрейфует обратно, чтобы взорвать не подобравший Надю «катер НКВД» с эвакуируемым партархивом, бюстами Сталина и стервозной женой большого вельможи (Мария Шукшина). Вот что крест животворящий делает! В другом эпизоде авиабомба пробивает крышу храма и цепляется за паникадило, а после взрыва нерушимой остается лишь икона Богородицы.
Затрагивая деликатную тему религии и обретения веры, нельзя не заметить, что не принять за идейную основу картины явленные в ней чудеса никак нельзя. Думаю, даже верующие восприняли такую конъюнктурную трактовку неодобрительно.
Ну никак не мог попасть Котов ни в штрафбат для командиров, ни в штрафную роту для рядового состава и осужденных из мест лишения свободы, так как из этих самых мест он бежал 22 июня 1941 года! А образованы были штрафные части только в июле 42 го (снова привет Э. Володарскому!). И тем более не мог наш неуязвимый герой оставаться по доброй воле в штрафниках после снятия судимости целых два года (обычный срок три месяца). И какой смертный смог бы провоевать в штрафной роте два года? Проведите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!
Вот стоят под Москвой в октябре 41 го эти самые лжештрафники: вперемешку осужденные командиры, уголовники и с ними Котов. Вид у всех бомжеватый, противотанковые заграждения они сооружают из железных кроватей ближайшего пионерлагеря, а один для защиты привязал к спине... дверь. Командует этой компанией «начальник укрепрайона», старший лейтенант с нездоровой психикой (Евгений Миронов). Вдруг с песней подходит рота элитных кремлевских курсантов, все ростом не ниже метр восемьдесят три. Здесь автор, сын бывшего курсанта ВВКУ имени Верховного Совета СССР, хотел бы вступиться за честь имени сводного полка «кремлевцев», доблестно воевавшего в Московской битве. В истории его подвиг хорошо известен. В фильме же нелепый вымысел.
В картине курсанты едут к фронту на крытых машинах, почему то сняв шинели с обвесом (в действительности полк совершил невероятный ночной 85-километровый марш с полной выкладкой). Их капитан позволяет оскорбить себя перед строем старлею неврастенику, а потом его и его бойцов штрафники весело пугают забытой в пионерлагере салютной пиротехникой. Помирившись, командиры обсуждают по карте планы: «А если немцы пойдут отсюда...» Да откуда бы ни зашли, накройтесь дверью (либо панцирной сеткой) и ждите погибели! Вести огонь из за кроватного забора «укрепрайона» невозможно, нет касок, противотанковых гранат и бутылок с горючей смесью, у многих нет оружия. Никто не роет ячейки, все тесно набиваются в одну траншею, да еще мешает проходу чудак с дверью. Курсант грузин в радостном заблуждении бежит навстречу зашедшим с тыла немецким танкам (ведь у него брат танкист). Из переднего танка высовывается улыбающийся механик водитель, угощает курсанта шоколадкой с Адольфом Гитлером на обертке и жестом вежливо просит посторониться. Тот яростно пытается остановить танк штыком и гибнет под гусеницами. После запоздалого приказа «Отсекай пехоту!» (видимо, сценаристы с детства запомнили эту команду из старых фильмов про войну) пожилой, но опытный Котов дерется как барс, неопытные курсанты гибнут один за другим.
В итоге на оставшемся за нашими поле боя стоят еще три неизвестно чем подбитых танка и лежат павшие в соотношении пять к одному не в нашу пользу, засыпанные алюминиевыми ложками, сброшенными с пикирующего бомбардировщика. Двероносца (Артур Смольянинов) спасает чудо богатырь Котов, который бревном подваживает придавивший его танк. Старший лейтенант с выпущенными кишками, перед тем как выстрелить себе в висок, клянет Сталина, бросившего на убой «мальчишек», то есть людей призывного возраста, избравших профессию офицера.
Продолжать все это тягостное перечисление ляпов можно бесконечно, я не привел и половины, но газетная полоса не резиновая. Да и зачем? В ноябре утомленным зрителям обещали продолжение — «Цитадель». При этом надежды, что там не будет подобных «фэнтези», нет никакой...
Сергей ЛАПШОВ, Военный вестник Карелии, 8 мая 2010 года, №7
Sasha
14.05.2010 | 10:43
Ответить
Согласна с Кристиной! Если рассматривать каждый фильм по принципу Станиславского "не верю", то что останется в нашем кинематографе и вообще искусстве? не для этого был снят фильм и где вообще уверенность, что наши историки правы???? может это все тоже ложь?
О чем вы, господа-3?
14.05.2010 | 09:59
Ответить
А мне очень понравился фильм! Он такой же нелепый, как и сама война. Исторические факты большинство и не знают, а в школе программу так урезали, что детишки за 3-4 урока проходят эту войну. Так что, факты можно оставить историкам, а вот эмоционально он сумел передать всю боль, всю нелепость этой войны. Да, там нет динамического сюжета, но каждый эпизод, каждая сцена пронизана таким трагизмом. Этот фильм заставляет задуматься и это главное!
Кристина
13.05.2010 | 09:14
Ответить
Дело не в красоте войны, а в том, что Никита Михалков переврал исторические факты. История, поданная в таком ключе, как в этом фильме, - не лучший пример для нашей молодежи.
Если не верите мне, почитайте рецензию Сергея Лапшова, главного редактора газеты "Военый вестник Карелии" и председателя клуба любителей военной истории "Стягъ". Статья напечатана в этой же газете и шла приложением к газете Карелия от 8 мая этого года.
Послушайте хотя бы историков!
Sasha
12.05.2010 | 23:08
Ответить
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. В.Г. Белинский
Михаил Ромм - "Обыкновенный фашизм". Мерзость? Мерзость оттого, что документальная правда. "Иди и смотри" Элема Климова. Мерзость? Мерзость оттого, что документальная правда, воплощенная в киношедевре, "Прокляты и убиты" Астафьева. Мерзость? Мерзость оттого, что...сами понимаете. Трудно рассуждать о войне, на которой не был. Ты знаешь лишь гадости, которые в последнее время любят раскапывать. Недооцененная роль к памяти - это ли не важное упущение в жизни современного человека? Никита Сргеевич "это" пытается донести до нас, несведующих, нечитающих военные архивы, посещающих вечный огонь и места боевой славы только в день великого праздника - 9 мая! И что вам не дает покоя эта "немецкая жопа" и "сиськи"? Это было сильно. Это было необходимо. Такое ощущение, что зрителям провели совместную лоботомию. Куда пропали чувства и ощущения? Да, Никита Сергеевич, безусловно, "переиграл" некоторые моменты, но увлечься в процессе создания дилогии (не беру в основу первый фильм) вполне естесственно.И актеры "не безлики", как вы утверждаете. Каждый н своем месте, чуть "сдвинуть" и фильм потеряет стержень. Кто бы изобразил еврея лучше самого еврея (Валентин Гафт) особая честь отцу Александру (Сергей Гармаш), отдельное спасибо Андрею Панину - сильно и смело! А вы, сидя в мягких креслах рассуждаете том, что актеры сыграли плохонько и пусто? Вот это действительно мерзость. И пусть "физиологических картин" в фильме предостаточно, но чем еще скажите, можно подействовать на заскорузлых, заржавевших, разбалованных "американщиной" зрителей? вот у таких-то людей и идет Никита Сергеевич на поводу. Держите, мол, и гуся в яблочках и суши иноземные) Жду второй части, надеюсь на подобное первой качество. А слабонервным советую почитать записки оцевидцев, просмотреть видеохронику, послушать своих дедов и ответить на один главный вопрос: "А война была красивой?"
О чм вы, господа-2?????
12.05.2010 | 17:33
Ответить
Да будут вам победы и восславление советского народа. Ведь фильм-то ещё просмотрен только наполовину. А в конце года всё будет OK.
А.Б.
07.05.2010 | 16:19
Ответить
Полностью согласна с Артемом. Фильм о Великой Отечественной войне, так масшабно разрекламированный в СМИ и поданный как "Великое кино о Великой войне" не имеет право на такие грубые исторические и сюжетные ошибки. Никита по-моему переживает стадию маразма...
Sasha
07.05.2010 | 14:39
Ответить
Мерзость. Именно так, не больше не меньше. Ощущение, что тебя и всю твою страну макнули мордой в дерьмо на целых три часа и держат, не давая подняться.
Всегда спокойно относился к Михалкову. Да, самодовольный, самовлюбленный, но при этом очень талантливый режиссер. Да, с чисто голливудским подходом (особенно четко это проявилось в "Сибирском Цирильнике"), но снимающий в общем-то неплохое и вполне смотрибельное кино.
До этого момента. Да, я не ветеран, но даже у меня ощущение плевка в душу. Причем такого смачного, долгого и со смаком. Потому что это не русское кино. Это чисто западный фильм про Нашу войну и снятый в Нашей стране. Но это НЕ НАШ фильм. Это ИХ ФИЛЬМ. С хорошими фашистами, с придурками-русскими и войной - "бессмысленной и беспощадной".
На экране полная каша - без сюжета и смысла. Каша из кровавых кишок, мата через слово, все той же тупости и немецкой жопы во весь экран. Это можно простить американскому режиссеру, понятия не имеющем о Великой Отечественной и Подвиге Русского Народа. У нас такое простить нельзя никому.
И ведь да - было. Было все это. И кровь, и неразбериха, и глупость с головотяпством наших военных из-за чего погибли тысячи ни в чем неповинных людей. Было. Но нельзя - КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ смещать акценты ТОЛЬКО на это. Да, взорвали мост с гражданскими два тупеньких солдатика, ну так покажите после этого бравое наступление наших войск в том же 1943-м! Нет. Давайте лучше полюбуемся, как наши сами ПРОВОЦИРУЮТ (!!!) немцов, чтобы те их убили (все таже злополучная сцена с жопой). Может хоть после этого мы увидим разгром оккупантов? Да хрен вам! Смотрим, как штрафбат и кремлевские курсанты гибнут под гусеницами немецких танков. И ради чего? Да просто так. Пушечное мясо. Всем посрать. С самолета.
И так все три часа. В фильме выпущенном ко Дню Победы фрицы сжигают жителей всей деревни, заперев их в сарай, а подано это так, что не чувствуешь к ним ни капли (!) жалости. Не удивлюсь, если в конце второй серии прилетят войска Союзников во главе с США, а тупые русские в шапках-ушанках будут играть на balalaika и угощать их vodka. Вот ведь какая историческая правда по Никите Сергеевичу! Если уж снимаешь исключительно прозападные фильмы, то и живи там и снимай исключительно для них. Пусть радуются. А нас увольте.
Я уж не говорю, про героев, что приходят и уходят в пустоту. Великолепные актеры и абсолютно пустые роли. Не жалко никого. Нет ни жизней, ни характеров, ни людей. Есть массовка и несколько статистов с текстами. По какому-то недорозумению этими статистами выступают наши лучшие актеры. Но играть им решительно нечего.
На фоне этого меркнет вообще все - и "верующая мина" и "Я Дармидонт. Покажи мне сиськи" и "перчатка Фредди Крюгера". И даже Бог с ними, с этими несостыковаками типа штрафбатов в 1941, возраста Нади и воскрешения из мертвых основных героев. Это все пустяк. А вот чувство мерзости осталось.
АRTЁM
06.05.2010 | 18:38
Ответить
Фильм неплохой! Правда, сюжетная линий не очень продумана. Жаль, что задействованный арсенал хороших актеров появляется на экране всего лишь на несколько минут!
Mary
06.05.2010 | 04:56
Ответить
Я вот что хочу сказать...