Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф

The Chronicles of Narnia: The Lion, The Witch and The Wardrobe

Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф
Режиссер:

Эндрю Адамсон

В ролях:

Джорджи Хенли, Уильям Мозлей, Скандар Кейнс, Анна Попплуэлл, Тилда Суинтон, Руперт Эверетт, Брайан Кокс, Джеймс МакЭвой, Джеймс Космо, Сэла Бэйкер, Джим Бродбент, Стивен Ур, Рэй Уинстоун, Доун Френч, Ноа Хантли, Марк Уэллс.

Жанр:

фэнтези/приключения

Производство:

США

Дата выпуска фильма:

22.12.2005

Дата начала проката:

22.12.2005

Продолжительность:

140 минут

Одна из самых любимых и популярных детских книг двадцатого века, покорившая сердца более чем шестидесяти миллионов читателей по всему миру, какого бы возраста они ни были, наконец-то экранизирована! Впервые предпринята попытка переложить на язык современного кинематографа одно из произведений знаменитой сказочной саги английского писателя Клайва Стейплса Льюиса «Хроники Нарнии». Чтобы наиболее полно передать как сам дух, так и основной замысел книги Клайва Льюиса, у режиссёра фильма новозеландца Эндрю Адамсона (Andrew Adamson) ушло несколько лет напряжённой кропотливой работы. Для автора всемирно известных анимационных фильмов «Шрек» и «Шрек-2», отмеченных премией Американской киноакадемии, данный кинопроект стал своего рода дебютным. До этого режиссёр никогда не работал в игровом жанре. Тем не менее, Адамсон постарался вложить в фильм всю душу и, главное, то ощущение от сказки Льюиса, которое запомнилось ему ещё с детства. Новейшие кинотехнологии были здесь ему только в помощь. Чтобы отобразить страну Нарнию именно в таком виде, в каком он её себе представлял, режиссёру пришлось прибегнуть к целому спектру современных изобразительных средств. Помимо игры актёров в фильме широко применялись мультипликация, трёхмерные цифровые технологии, а также пластический грим, различные маски и накладные детали костюмов актёров.  Всё это позволяло добиться того, что населяющие сказочный мир страны Нарнии существа действительно стали выглядеть очень реалистично, «как живые». В роли могущественной белой колдуньи Джедис, которая погрузила Нарнию в хаос зимы и войны, выступила известная актриса европейского кино Тилда Суинтон (Tilda Swinton), а четвёрку юных дарований, призванных сыграть младшее поколение семьи Певенси, составили: Джорджи Хенли (Georgie Henley), это её дебют на экране, здесь она сыграла младшую сестру Люси, которая первой проникла в Нарнию;  Скандар Кейнс (Skandar Keynes), исполнивший роль Эдмунда, героя, поддавшегося чарам белой колдуньи; Анна Поплуэл (Anna Popplewell), сыгравшая практичную Сьюзан, девочку, плохо верящую во всякие глупые сказки; а также Уилльям Музли (William Moseley), играющий старшего брата — Питера, по праву взявшегося на себя командование этим небольшим отрядом детей.  Осторожно: двери шкафа открываются!Приглашение в страну НарниюВ 1950 году учёный-филолог, критик и писатель Клайв Стейплс Льюис опубликовал книгу «Лев, колдунья и волшебный шкаф». Это была первая из семи книг, выходивших позднее под общим названием «Хроники Нарнии». Современная сказка «Лев, колдунья и волшебный шкаф» сразу завоевала огромную популярность среди читателей разных стран, став неотъемлемой частью классической детской библиотеки. А в целом книги из «Хроники Нарнии» были изданы тиражом восемьдесят пять миллионов экземпляров на двадцати девяти языках мира. В Великобритании эта серия книг по популярности уступает лишь саге о юном волшебнике Гарри Поттере писательницы Джоанны Роулинг. Причём и сама Роулинг признавалась, что черпала вдохновение в книгах Льюиса. До сих пор, правда, не предпринималось никаких серьёзных попыток снять большое игровое кино по мотивам книг этого писателя.  Возможно, причина в том,  что придуманный Льюисом мир оказался слишком большим и сложным для воспроизведения на экране. Лишь недавно кинематограф обзавёлся визуальными средствами, способными принять вызов, брошенный безудержным воображением Клайва Льюиса. Вооружённому новыми технологиями режиссёру Эндрю Адамсону предстояло буквально с нуля создать страну Нарнию и её обитателей. Что он и сделал с потрясающим реализмом. Приключения в Нарнии. Семья Певенси:Основу сюжета фильма «Лев, колдунья и волшебный шкаф» составляют невероятные приключения четверых детей, которые из военного Лондона неожиданным образом попадают в некую сказочную страну и встречают там на своём пути множество самых разнообразных существ, кстати, очень похожих на те, которых мы помним по греческим мифам. Это фавны, кентавры, сатиры, минотавры, великаны, люди-вепри, а также «обыкновенные» говорящие животные. Питер Певенси. Самого старшего из детей Певенси зовут Питер. Он попадает из Лондон в Нарнию совсем ещё мальчиком, но уже скоро становится смелым и отважным командиром, сражающим за правое дело в силами зла. Для актёра Уилльяма Музли это его первая роль в кино.Сьюзан Певенси. На роль Сьюзан, красивой, практичного склада старшей сестры, которая за время путешествия по Нарнии становится очень взрослым и ответственным человеком, была выбрана самая опытная и подходящая для этой роли актриса. Мало того, что сама из Лондона, Анна Поплуэл успела сняться ещё и в нескольких английских фильмах, таких как «Девушка с жемчужной серёжкой» (Girl with A Pearl Earring), «Мансфилд-Парк» (Mansfield Park) и «Маленький вампир» (The Little Vampire).Эдмунд Певенси. Эдмунд — самый хитрый и хулиганистый из всей семьи Певенси. Оказавшись в Нарнии, он стал единственным, кто был склонен поддаться соблазну перейти на сторону белой колдуньи. Создателям фильма долго не удавалось найти актёра, который сумел бы убедительно рассказать  историю этого маленького негодника, которому  ещё только предстояло научиться отделять добро от зла. Кандидатура Скангара Кейнса возникла в самый последний момент.Люси Певенси. Люси — последняя и самая младшая в этой четвёртке. Это очень живое, непосредственное, весёлое и смелое существо. Режиссёр Эндрю Адамсон очень многое ставил на её образ. Честь сыграть Люси была доверена десятилетней Джорджи Хенли.  Путь в Нарнию. Подбор актёров второго плана и создание сказочных персонажейПереступив порог волшебного гардероба, наши герои оказываются в мире, который им раньше было просто невозможно представить. Здесь им встречается много разных существ, и некоторые из них становится их добрыми друзьями. Чтобы вплести всех этих мифических персонажей в ткань фильма, мало было игры одной лишь актёров, требовались ещё и мастерство реквизиторов, и волшебство цифровых технологий. Фавн по имени Мистер ТамнусСамая «не-человеческая» роль досталась шотландскому актёру Джемсу Макэйвою (James McAvoy). Он должен был сыграть фавна по имени мистер Тамнус. Это довольно робкое существо, получеловек-полукозёл, явно немолодое по возрасту, играет в фильме важную роль. Тамнус становится другом Люси, хотя при этом он вынужден верой и правдой служить свой главной хозяйке, белой колдунье. Мистер Тамнус — оригинальный персонаж, придуманный самим писателем. Он особенно важен для понимания общего характера страны Нарнии. Как однажды Льюис признался: «Всё началось с картинки, на которой был изображён фавн с зонтиком и какими-то пакетами, бредущий по заснеженному лесу». Поэтому создатели фильма хорошо понимали, как важно подобрать на эту роль правильного актёра. «Джемс Макэйвой, на наш взгляд, обладал не только наиболее подходящим лицом. Он должен был передать всю трагическую двойственность характера мистера Тамнуса, — говорит режиссёр Адамсон. — Его непростые отношения с Джорджи принципиально важны для нашей истории».Задачу по превращению человека в фавна, режиссёр возложил на мастера по спецэффектам Дина Райта (Dean Wright). Решение, которое предложил Райт, называлось просто — «замена ног». Этот приём впервые был использован режиссёром Робертом Земекисом (Robert Zemeckis) в фильме «Форрест Гамп» (Forrest Gump), удостоенном в 1994 году премии Оскар. Там актёру Гэри Синайзу (Gary Sinise) приходилось играть ветерана вьетнамской войны сержанта Дэна. Впрочем, в данном случае Райт применил новую и более совершенную компьютерную технологию — так называемых «зелёных экранных штанов», чтобы добиться иллюзии, будто актёр Макэйвой действительно ходит на козлиных ногах и, соответственно, свойственной этому животному походкой. Белая колдунья ДжедисДжедис олицетворяет собою всё зло Нарнии. Эта, казалось бы, непобедимая колдунья наложила на когда-то цветущую страну заклятие вечной зимы. На роль этой малоприятной женщины по предложению исполнительного продюсера Перри Мура (Perry Moore) была приглашена знаменитая шотландская актриса, Тилда Суинтон. Она считается одним из столпов современного европейского кино.  Костюм для Джедис был придуман в виде «термометра настроения». Колдунья никогда не меняет своего наряда — лишь в зависимости от её настроения или окружения меняется его цвет и форма. Когда Джедис находится дома, в своём блистательном ледяном замке — на ней будто бальное платье. Когда же дела колдуньи начинают идти всё хуже, её наряд словно опадает, становится всё менее пышным и всё более облегающим, более тёмным. А в конце фильма становится совсем чёрным. Лев АсланГлавным соперником белой колдуньи в Нарнии является мудрый и величественный лев Аслан. Когда-то он создал эту страну и был её верховным правителем. Работая над образом этого, столь полюбившегося всем детям героя, Адамсону пришлось почти полностью положиться на возможности компьютерной графики. «Аслан сильный, мудрый, всезнающий, но при этом очень ранимый. По-человечески очень ранимый, — размышляет режиссёр. — Мне кажется, что писатель остановился на образе льва именно потому, что он одновременно внушает и страх и уважение. Лев — самое яркое выражение силы и власти. Однако наш герой не абстрактен. Он вполне реален, он сделан из плоти и крови, и это обстоятельство крайне важно для нашего замысла».Автору спецэффектов Дину Райту потребовалось сделать более семисот специальных кадров живого льва, а потом ещё два года провести за компьютером, чтобы сделать Аслана полноценным героем фильма. Однако такая работа ему по душе. «Существует очень тонкая грань, когда вы заставляете компьютерного персонажа говорить и вообще как-то реагировать на людей, реальных актёров... — поясняет Райт. —  Мы не хотели бы эту грань переходить, то есть делать из наших героев чисто мультипликационных персонажей. Поэтому наш Аслан остаётся не только очень реалистичным, даже гипер- реалистичным, поскольку ведёт себя и двигается, как настоящий лев, но при этом он может гораздо больше, чем простой лев. Например, он у нас говорит. И это самое сложное». Путешествие по НарнииДо сих пор мир Нарнии существовал только в воображении читателей. Причём каждый из миллионов читателей представлял себе этот мир по-своему. Перед режиссёром Эндрю Адамсоном стояла задача сделать Нарнию вполне реальной страной, со своей географией, природой и населением. Зрители не должны были сомневаться в её реальном существовании. Заснеженные леса НарнииДля того чтобы воспроизвести заснеженные леса Нарнии, были приглашены два декоратора из фирмы «Киви» (Kiwi), давно специализирующейся на создании подобного рода эффектов в кино. Команду озеленителей и ландшафтных дел мастеров возглавил Рассел Хоффман, ветеран кинематографа. Ему предстояло создать леса Нарнии, а засыпать их снегом было поручено Питеру Кливленду. Снег украшает многие декорации фильма (кстати, для его имитации требовалось применить сразу одиннадцать самых разнообразных материалов!)Ландшафтные мастера из команды Рассела Хоффмана «высадили» в съёмочных павильонах более двухсот двадцати пяти различных деревьев, призванных создать иллюзию, будто все события происходят в лесах Восточной Европы. «Я вообще-то рьяный защитник природы, — смеётся Хоффман. — Поэтому все деревья мы брали со специальной плантации, где они выращивались сугубо для коммерческих целей. Так что природа Новой Зеландии никакого урона не понесла». В то время как люди Хоффмана везли деревья на самый северный остров Новой Зеландии, к месту, где проводились съёмки, люди Кливленда летели кто в Соединённые штаты, а кто в Великобританию. Там требовалось закупить два  разных вида искусственного снега для зимы в Нарнии. «К примеру, на лапы елей и сосен мы положили обычную монтажную пену, какая используется при строительстве домов для теплоизоляции, — говорит Кливленд. — А в качестве сыпучего снега использовался бумажный снег, который мы привезли из Уэльса. Пену же закупили в штате Теннеси. Бумажный снег хорош тем, что его легко можно переворошить, удалив тем самым следы от подошв, и сразу же можно делать следующий дубль». Мир белой колдуньи«Студия Хендерсон» («Зена, королева войнов», «Приключения Одиссея») отвечала за создание некоторых, но зато самых ответственных и впечатляющих декораций. В число их входил и дворец колдуньи, его Большой ледовый зал, подземелье и внутренний дворик. Разумеется, всё это делалось в стиле «царства снега и льда». Чтобы добиться нужного эффекта, было использовано более тридцати тысяч литров синтетической смолы и более пятисот метров стекловолокна.К тому же во дворе замка Джедис по замыслу режиссёры должны были стоять несколько десятков нарнийских существ. Это грифоны, медведи, кентавры, пантеры, гиганты и фавны. Все они будто бы были заморожены белой колдуньей, превращены ледяные статуи. Rоманда художников создала около семидесяти подобных изваяний в натуральную величину. Все фигуры из этого сада скульптур делались из пенопласта. Замок королевыНаконец необходимо было построить и сам замок белой колдуньи. Это требовало от авторов фильма нового напряжения творческих сил.«Стены этого огромного замка мы выстроили из стеклопластика толщиной больше сантиметра, — рассказывает Форд. — Все детали архитектуры сначала вырезались из полистирола. Потом форму покрывали водоотталкивающим составом, чтобы пластик не прилипал, и специальным шприцем нагнетали в неё сам пластик, подкрашенный в слегка синий цвет. Кроме этого, мы много экспериментировали со светом. Он проделал фантастическую работу, чтобы весь этот замок выглядел будто сделанный из настоящего льда».Хотя основная работа над фильмом «Лев, колдунья и волшебный шкаф» шла в павильонах студии, однако немалая часть съёмок проводилось и на натуре. Съёмочная группа искала и находила живописные планы в Канаде, Аргентине, Чили, Польше, Венгрии, Чехии и Австрии и, конечно, на родине большинства современных киносказок, а заодно и родине режиссёра Эндрю Адамсона, — в Новой Зеландии. Обитатели Нарнии собираются на войну.Сотрудничество с компаниями WETA WORKSHOP и K.N.B. EFXК кому бы вы обратились, если бы захотели населить придуманный вами мир какими-либо необычными существами? Ну, конечно, к Ричарду Тейлору, главе компании WETA Workshop! Ведь его художники, специалисты по визуальным эффектам и гриму, работали над всеми тремя частями трилогии Питера Джексона «Властелин колец». Так что режиссёр Эндрю Адамсон отлично понимал, насколько важно привлечь к своему проекту именно эту компанию. Ведь требовалось создать сразу две, противостоящие друг другу армии и всё необходимое для битвы снаряжение (оружие, доспехов и т. п.) — и тут без помощи WETA было не обойтись. Ричард Тейлор, обладатель четырёх Оскаров за лучшие спецэффекты, с удовольствием принял предложение режиссёра. Для него это было привычное и любимое дело — создавать всё новые и новые фантастические вселенные. Правда, при работе над трилогией Питера Джексона «Властелин колец» от него требовалось создать только десять типов разных существ, а в фильме «Лев, колдунья и волшебный шкаф» их было уже шестьдесят, то есть в шесть раз больше, причём половина из них вообще никогда не встречалась и не могла в природе. В компании WETA также быстро выяснили, что хотя  Льюис и Толкиен в чём-то между собою перекликаются, их вымышленные миры совершенно не совпадают по стилю и по фактуре. Впрочем, Льюис не столь подробно описывал свою Нарнию, так что художникам было легче проявить собственную фантазию...Одной из самых сложных задач для художников  оказалось построение образа кентавра, полуконя-получеловека из древнегреческих мифов. В данном случае верхнюю половину тела приходилось «брать» от реального актёра, а круп и ноги коня разрабатывать средствами компьютерной анимации. Специалисты из компании WETA Ричарда Тейлора и фирмы K.N.B Ховарда Бергера занимались этой проблемой вместе. «Кентавры достались нам труднее всего, — вспоминает Бергер. — Правда, нам с Ричардом когда-то уже приходилось работать над такими героями для сериалов про Геракла и Зену, повелительницу воинов, но сейчас мы хотели добиться гораздо большей реалистичности».Немалую сложность для компании WETA представляли и участники решающей битвы между силами добра и зла. Главный художник по костюмам компании Азис Массенден (Isis Mussenden) разработала для нарнийских воинов целый гардероб по части разнообразных доспехов, и арсенал — по части вооружения. Это сто пятьдесят видов металлических и кожаных нагрудников, наплечников и ручной работы кольчуг. Это и тысяча триста различных предметов оружия — мечей, щитов, палиц и т. п. Магия кроется в деталях. «Именно проработка мелких деталей создаёт ощущение, будто всё это создавалось не нами, а руками самих нарнийцев, — добавляет Тейлор. — Мы же будем счастливы тем, что наш вклад придаст этой сказке ещё больше реалистичности и правдоподобия. На радость зрителям».Компании WETA и K.N.B. внесли также решающий вклад в создание масок, костюмов актёров и различных фантастических частей тел животных. Бергер, который работал над этим кинопроектом, начиная с его самой ранней стадии, полностью поддерживал режиссёра в том, что любая фантастика хороша лишь своей абсолютной реалистичностью. «С самого начала мой подход заключался в том, что мы создаём живых реальных существ, которых актёры только озвучивают. По-моему, в общей сложности мы сделали двадцать три типа таких существ. А всего было разработано сто семьдесят отдельных персонажей. На работу с ними у нас ушло сто семьдесят съёмочных дней. Съёмки проводились в Новой Зеландии и в Чехии, в Праге», заключает Бергер. Что стоит за сказкой. СпецэффектыНужно сказать, что одной фантазии мало, чтобы фактически «из ничего» создать целую такую страну как Нарния. Без помощи компьютерных технологий и самых последних разработок в области спецэффектов невозможно отобразить все её леса, равнины и создать столько разных и мало похожих друг на друга фантастических персонажей. А потому к работе по созданию новой сказочной вселенной были привлечены все самые лучшие творческие силы мирового кинематографа.«В нашем фильме действует множество совершенно невероятных героев, — говорит режиссёр Эндрю Адамсон. — В одной только заключительной битве у нас участвует более двадцати тысяч воинов. И всё они, хотя бы частично, были созданы на компьютере. Не говоря уж о том, что художники использовали при этом самые различные техники. Впрочем, некоторые животные выступали и полностью в цифровом виде. Например, бобры. Другие же только наполовину, как, например, кентавры, чья верхняя «составляющая» была позаимствована у реальных актёров. Главное было соединить половинки так, чтобы они составили одно единое существо. То же касалось и мира Нарнии в целом. Неважно, в какой степени он компьютерный, важно, что воспринимается как абсолютно реальный».«Если же говорить о той роли, которую играют здесь спецэффекты, то «Лев, колдунья и волшебный шкаф» – это самый крупный проект за всю историю кинематографа, — говорит продюсер фильма Марк Джонсон. — Чтобы его вытянуть, нам пришлось привлечь самые крупные фирмы, работающие в этой области, такие как Rhythm & Hues, Sony Pictures Imageworks и ILM, причём все одновременно».Компания Sony Pictures Imageworks отвечала за компьютерную графику нарнийских волков, которые не должны были отличаться от реальных своих собратьев, так как в нескольких эпизодах фильма им предстояло бежать в стае настоящих волков. Главной задачей компанией Rhythm & Hues было создание образа льва Аслана, его великолепной мускулатуры, а ILM отвечала за все моменты движения кентавров. Тем не менее, команды художников могли переключаться на разработку и других аспектов огромного мира Нарнии. «Главное, мы всегда старались добиваться того, чтобы наши герои играли не менее убедительно, чем живые актёры», — признаётся Райт.И всё равно самым и сложным и драматическим моментом фильма «Лев, колдунья и волшебный шкаф», где в максимальной степени были задействованы и натура, и студийные декорации, и костюмы, и грим и компьютерная анимация, была битва между армией льва Аслана и войском белой колдуньи. Эндрю Адамсон нарисовал в своём воображении фантастическую батальную сцену, в которой участвовали более двадцати тысяч персонажей одновременно. Оставалось лишь отобразить её на экране. «В книге Льюиса этой битве отводится лишь полторы страницы. Автор описывает её в выражениях типа «если бы вы там были, то увидели бы...» В моём же воображении это всегда было какое-то совершенно фантастическое сражение минотавров с фавнами и сатирами. Поэтому я сказал себе, что у нас  должна быть такая битва, какой ещё не видел никто и никогда!» — смеётся режиссёр. Зато когда работа над битвой была завершена, Эндрю Адамсон, наконец, поверил, что его Нарния теперь уже окончательно перебралась из области зыбких детских фантазий в мир большого  кинематографа». ОБ АКТЁРАХТилда СУИНТОН (белая колдунья Джедис) родилась в Шотландии, образование получила в Кёмбридже, дебют в кино состоялся в картине английского режиссёра Дерека Дармана (Derek Jarman) «Караваджо» (Caravaggio)  в 1985 году. С этим режиссёром она проработала восемь лет, вплоть до смерти Дармана в 1994 году. Снялась в семи его фильмах, в том числе «Последний англичанин» (The Last of England), «Сад» (The Garden), «Реквием по войне» (War Requiem) и «Виггтенштейн» (Wittgenstein). В 1990 году актриса получила кубок «Коппа Вольпе» (Coppa Volpe) на Венецианском кинофестивале за экранизацию пьесы Марлоу «Эдвард II». А два года спустя завоевала всемирную славу после того, как снялась в фильме режиссёра Сэлли Поттер (Sally Potter) «Орландно». Затем в паре с Линн Хершман-Дисон (Lynn Hershman-Leeson) Суитон сыграла с фильмах «Задумывая Аду (Conceiving Ada) и «Киберпохоть» (Teknolust), а также в фильме Сьюзан Стрейтфилд «Женские извращения» (Female Perversions), в картине Тома Рота «Зона военных действий» (The War Zone) и ленте  Роберта Лепажа «Возможные миры» (Possible Worlds). В 2000 году блистательная игра в фильме «На самом дне» (The Deep End) режиссёров Дэвида Зигеля (David Siegel) и Скотта Макгии (Scott
Ваша оценка фильму
  • 11
  • 22
  • 33
  • 44
  • 55
  • 66
  • 77
  • 88
  • 99
  • 1010
Рейтинг
4.38
3096 голосов
rss
Скоро на экранах

с 14 ноября

Телекинез

ты ещё узнаешь её имя

с 16 ноября

Джастин и рыцари доблести

с 16 ноября по выходным дням

с 21 ноября

Голодные игры: И вспыхнет пламя

Помни, кто твой настоящий враг

Новости

27 октября

Просмотр фильма «Сталинград» для ветеранов.

30 октября в 12.00 состоится киноклуб  «Наше кино». Просмотр фильма «Сталинград».

27 октября

К международному дню ТОЛЕРАНТНОСТИ,

Информация для школ. Принимаем коллективные заявки на кинолекторий «Толерантность – наш выбор».

27 октября

Призы нашли победителей. Эхо Манхэттенского фестиваля.

Манхэттенский фестиваль короткометражного кино - награждение победителей зрительского розыгрыша призов.

смотри - http://vk.com/feed#/ptzkino