Иллюзия полёта

Flight plan

Иллюзия полёта
Режиссер:

Роберт Швентке

В ролях:

Джоди Фостер, Шон Бин

Жанр:

Драма/триллер

Производство:

США

Дата выпуска фильма:

10.11.2005

Дата начала проката:

11.05.2000

Продолжительность:

1 час 35 минут

ПОДГОТОВКА К ВЫЛЕТУ Вы летите на высоте тридцать семь тысяч футов над землёй в новом суперсовременном авиалайнере... так скажите на милость, каким же образом мог исчезнуть из самолёта ребёнок?! Но именно этот драматический вопрос оголённым нервом проходит через весь триллер, который называется «Иллюзия полёта» (Flightplan). Снятый в жанре саспенса фильм помещает зрителя в самый центр человеческой трагедии, разыгравшейся на борту самолёта, летящего из Берлина в Нью-Йорк. Роль героини фильма Кайли Прэтт (Kyle Pratt), исполняет обладательница двух премий Оскар знаменитая Джоди Фостер (Jodie Foster). Фостер играет мать, буквально с ума сходящую от страха за своего ребёнка, женщину отважную и изобретательную, чьи спящие до поры инстинкты пробуждены самым страшным для любой матери образом, потому что во время трансатлантического перелёта, прямо над океаном, бесследно исчезает её шестилетняя дочь.Да была ли девочка-то?Вопрос, который одинаково сложно стоит и перед экипажем самолёта, и перед пассажирами на борту. Он же остаётся неразрешимой загадкой и для зрителей фильма «Иллюзия полёта». Кто эта Кайли? Женщина, севшая в самолёт, ещё не отойдя полностью от удара после смерти своего мужа, или всё же решительная самоотверженная мать, чей ребёнок находится в серьёзной опасности, но при этом опасность угрожает и всему самолёту? Странно то, что имени девочки нет в списке пассажиров на этот рейс. Более того, стюардессы, а их играют Эрика Кристенсен (Erika Christensen) и Кейт Биэм (Kate Beahan), вообще не припоминают, чтобы они видели этого ребёнка среди пассажиров. Что касается командира экипажа, по английский традиции называемого просто «капитаном», то есть капитана Рича (его играет Шон Бин = Sean Bean), и сопровождающего рейс офицера службы безопасности Джина Карсона (Gene Carson), его исполняет Питер Сарсгаард (Peter Sarsgaard), то они и хотели бы верить, что дочь этой странной Кайли Прэтт таинственным образом испарилась, но всё свидетельствует о том, что девочки на борту вообще не было никогда!Так что же стоит за истерикой этой женщины? Кому верить? И как далёко собирается зайти Кайли, чтобы добраться до самого дна этого изнуряющего кошмара? По мере того, как среди пассажиров всё более распространяется паника и растут сомнения насчёт в нормальности Кайли, сама она, движимая страхом за своего ребёнка и, действительно, уже на грани потери рассудка, оказывается в ситуации, когда ей, вероятно, никто уже не может помочь. Она стоит перед выбором: либо действительно рассудку отчалить в ночь белой яхтой, либо бороться. Она выбирает второе и — в поисках себя и своей дочери — готова пройти сквозь самые немыслимые преграды.Приглашение сняться в этом фантастически сложном и психологически напряжённом фильме, представляемом сразу двумя компаниями, Touchstone Pictures и Imagine Entertainment,  Джоди Фостер получила тоже от обладателя Оскара — продюсера Брайэна Грейзера (Brian Grazer), на счету которого такие кинопроекты как «Игры разума» (Beautiful Mind) , «Восьмая миля» (8 Mile) и «Выкуп» (Ransom). Постановщиком фильма стал немецкий режиссёр Роберт Швенкте (Robert Schwentke), это его дебют в Голивуде. Авторы сценария — Питер Даулинг (Peter A. Dowling) и Билли Рей (Billy Ray). Исполнительные продюсеры — Джеймс Уитакер (James Whitaker), Чарльз Шлиссел (Charles J.D. Schlissel), Роберт Диноцци (Robert DiNozzi) и Эрика Хаггинс (Erica Huggins).Среди актёров второго плана, игравших пассажиров и членов экипажа, которым собственно и приходиться верить или не верить, сочувствовать или опасаться героини Джоди Фостер, есть много имён, известных как по голливудским боевикам, так и работам независимых кинопроизводителей. Это, например, Питер Сарсгаард, Эрика Кристенсен, Кейт Биэм и Шон Бин. Роль дочери Кайли, чьё загадочное исчезновение на борту самолёта превращает полёт в один сплошной хаос, исполнила Марлин Лостон (Marlene Lawston). Этой маленькой дебютантке большого экрана всего семь лет. НАБОР ВЫСОТЫ Каким должен быть сценарий, чтобы суметь заинтересовать голлувудского продюсера Брайэна Грейзера, обладателя премии Американской киноакадемии? Сценарий должен быть не просто хорошим. Он должен быть таким, где в одном клубке сплетаются и подлинные человеческие страсти, и этические вопросы, и неразрешимая тайна, не дающая зрителю расслабиться ни на минуту. Известный своей любовью пробовать себя в разных жанрах, от рэперской «Восьмой мили» до интеллектуальных «Игр разума», Грейзер сразу почувствовал, что проект под названием «Иллюзия полёта», с его сложной запутанной интригой и всеми элементами триллера, может быть особенно интересен компании Imagine Entertainment, чьи последние фильмы не могли похвастаться хорошей динамикой и успехом.«Напряжение здесь растёт совершенно в духе Хичкока, и это при том, что события происходят на борту огромного суперсовременного лайнера, где имеется масса разных отсеков, проходов, лазеек, закоулочков, закутков, в которых может спрятаться человек, — говорит Грейзер. — Идея скрестить безвыходность этого лабиринта с человеческими эмоциями, со страхами и недоверием пассажиров с одной стороны, и паникой матери с другой, показалась нам очень сильной». «И, разумеется, лучше, чем Джоди Фостер, здесь никто сыграть не мог, — продолжает Грейзер. —  У неё дар вызывать к себе доверие и симпатию, и вас действительно глубоко задевает то, что она всё это переживает. Вы понимаете, что такая женщина-мать и в такой ситуации продемонстрирует всю волю и мужество для спасения своего ребёнка».Режиссёра фильма Роберта Швенкте также привлекала идея снять абсолютный триллер на предложенном материале, пусть очень непростом и тяжёлом, где сгусток эмоций бьётся в весьма ограниченном пространстве. «Главное в этой истории — судьба женщины, которая вынуждена заново перестраивать свою психику после смерти своего мужа. Собственно, что с ним произошло, мы не узнаем почти до самого конца фильма, но нам давно уже кажется, что женщина в самом деле начала утрачивать связь с реальностью. Вопрос: «Так в самом ли деле и, если да, то в какой степени?» — и заключает в себе всю драматургию картины. Но драматизм ситуации усугубляется ещё и тем, что мать — единственная надежда потерявшегося ребёнка. Превозмогая личное горе от утраты любимого человека, героиня Фостер бросается спасать дочь».«Столь многоплановая история позволяла мне снять фильм-загадку, фильм-головоломку, где много разных ходов и поворотов сюжета, а это, цепляя нервы, всегда держит зрителя в напряжении, — продолжает режиссёр. — И кроме того, это была очень заманчивая идея – снять фильм практически в одних декорациях. Мы решили отказаться от сцен в диспетчерской вышке или кадров с нашими героями «на земле». Для зрителей, как и для пассажиров, все события разворачиваются внутри замкнутого пространства, в котором клаустрофобия играет не последнюю роль. Так что зрители в зале, как и пассажиры на борту самолёта, словно зависшего на высоте около одиннадцати километров над океаном, чувствуют себя пойманными в одну и ту же ловушку, тайну которой им придётся разгадывать вместе». ИСЧЕЗНОВЕНИЕ НА ВЫСОТЕ 37 000 ФУТОВ В центре сюжета этого непростого, психологически очень напряжённого фильма находится образ Кайли Прэтт, безутешной вдовы, пережившей недавнюю потерю мужа. И она же мать, сходящая с ума от того, что не может убедить других пассажиров и экипаж в том, что  её дочь действительно куда-то пропала из самолёта, пока тот летит над Атлантикой.Являясь одной из ведущих актрис своего поколения, сама талантливый режиссёр, Джоди Фостер перевоплотилась в свою героиню со всей присущей убедительностью. Она с максимальной отдачей проигрывает все стадии развития образа свой героини, начиная от ступора, в котором та пребывает после потери мужа, до истерики, когда понимает, что теперь пропала и дочь, и, наконец, до иступляющей убеждённости не останавливаться ни перед чем в поисках своего ребёнка. У Джоди Фостер самой есть двое детей, поэтому когда Брайэн Грейзер рассказал ей о замысле своего будущего проекта, ей было легко понять состояние героини. «Перед этой женщиной стоит двойная задача — найти ребёнка и удержать себя в рамках рассудка, поскольку все эти несчастья и беды, которые обрушились на неё, настолько сильны, что она сама уже сомневается, не сошла ли она с ума», рассуждает актриса. И продолжает: «Но надо ещё учитывать, что всё это происходит на борту самолёта, в котором летят очень разные люди, они самых разных национальностей, принадлежат различным мирам, и поэтому все относятся друг к другу с естественной в таких случаях подозрительностью. Тем напряжённей и взрывоопасней становится атмосфера».Примерно к середине полёта нервы Кайли Прэтт совсем уже не выдерживают, она находится на грани срыва. И в этот момент появляется луч надежды: один из пассажиров оказывается полицейским, штатным сотрудником безопасности, так называемым «воздушным маршалом», под видом обычного пассажира сопровождающим данный рейс. После событий 11 сентября такие меры предосторожности применяются на большинстве авиалиний мира.Перед полицейским Джином Карсоном стоит сложная задача. Он должен понять, действительно ли Кайли рвущаяся спасать ребёнка мать и не может ли она представлять угрозы для других пассажиров. На роль «воздушного маршала» создатели фильма пригласили Питера Сарсгаарда, актёра, заработавшего признание критики исполнением весьма сложных ролей в таких фильмах как «Кинси» (Kinsey), «Штат садов» (Garden  State) и «Разбитое стекло» (Shattered Glass).Сарсгаард был потрясён сложностью и продуманностью сценария. «Жанры здесь словно перетекают друг в друга, — говорит он. — Сначала для меня, например, это была история о утраченном счастье, потом она переросла в драму, затем в триллер и в фильм-загадку со множеством тайн и поворотов сюжета. В фильм-лабиринт, достойный самого Хичхока».Во время полёта полицейский Джин Карсон подчиняется лишь одному человеку — командиру экипажа воздушного судна. Здесь это капитан Рича, в руках которого находится и судьба Кайли, и судьба её дочери, независимо от того, находится ли последняя на борту. Подбирая актёра на роль этого человека, чья властность и холодная выдержка должны будут немало добавлять к атмосфере, заряженной страхом и паникой, создатели фильма быстро согласились на кандидатуре Шона Бина, создавшего ряд сильных мужских характеров во «Властелине колец,» «Сокровищах нации» (National Treasure) и «Золотом глазе» (Golden Eye).По словам режиссёра Роберта Швенкте: «Шон обладает всеми качествами, необходимыми ему для создания образа капитана Рича. Но он сделал этот образ более человечным. Внутренне, его капитан просто мечется в поисках правильное решения в ситуации, не прописанной ни в каких инструкциях для пилотов». Сам Шон Бин  говорит о своей роли так: «К тому моменту, когда проблему доводят до капитана, ещё никто не уверен, была ли Кайли на борту с ребёнком или ей только кажется, что она заходила с ним в самолёт, а всё остальное —  её болезненный бред. Мой герой, будучи сам отцом, сочувствует этой женщине, он пытается ей поверить. При этом он опасается, что она может представлять какую-либо угрозу для пассажиров, потому что их безопасность — его главный долг и обязанность». РАЗРЕШАЕТСЯ ОТСТЕГНУТЬ РЕМНИ(экскурсия по самолёту E-474 компании «Альто Эйр») В самого начала работы над фильмом «Иллюзия полёта» перед его создателями стояла непростая задача — поместить зрителей непосредственно в самый водоворот событий, заставляя их ощутить себя частью экипажа и пассажиров, фактически запертых в своём лайнере высоко над Атлантическим океаном, когда прямо на их глазах разворачивается драма с настоящим или мнимым исчезновением маленькой дочери одной из пассажирок — Кайли Прэтт. Все действия в фильме происходят внутри полуфантастического самолёта типа E-474, принадлежащего вымышленной компании «Альто Эйр». Этот, с виду огромный, многопалубный лайнер — последнее слово науки и техники. Он настолько большой и настолько сложно устроен, что маленькому человечку ничего не стоит потеряться в нём без следа.По замыслу продюсера Брайэна Грейзера и режиссёра Роберта Швенкте, эта большая, красивая и дизайнерски очень продвинутая  машина проекта E-474 должна представлять собой следующее поколение пассажирских авиалайнеров вместимостью более семисот пассажиров. На верхней палубе, оформленной очень стильно, расположены кабина пилотов, шикарные места для пассажиров первого класса, салон-гостиная для отдыха пассажиров первого класса, выполненная в оранжевых и белых тонах, собственный буфет-кухня, лестница и ещё два просторных салона с видеомониторами, встроенными прямо в пассажирские кресла.Ниже находится бизнес-класс с характерными для него красными креслами. Здесь также имеются два буфета и самый большой в самолёте пассажирский салон, роль композиционного центра в котором берёт на себя весьма претенциозная винтовая лестница, ведущая на верхнюю палубу.Сделать интерьер самолёта максимально реалистичным — такая задача понималась как ключевую. От команды талантливых художников и специалистов по декорациям требовались поистине титанические усилия, что придумать и в деталях воспроизвести самолёт, которого никогда не существовало.В конечном итоге художник-постановщику Хаммонду (Hammond) и его команде удалось создать стометровый фрагмент фюзеляжа самолёта, корпус которого выполнили из пенопласта. Для этого потребовался один из самых больших кинопавильонов Голливуда и шестнадцать недель работы. От идеи создания двухпалубного макета решено было отказаться сразу. «Палуба» здесь одна, но она спроектирована так, чтобы в начале съёмок можно было отснять те сцены, которые происходят на верхнем «этаже» самолёта, а потом, после перестройки декорации, те — что на нижней.Общий стиль интерьера — с характерным налётом ретро, столь актуальным для последних тенденций в мире авиамоды. Отдельный павильон был задействован под создание декораций тех частей самолёта, которые пассажиры обычно не видят, но в данном случае, они абсолютно необходимы, поскольку именно в этих недоступных местах Кайли Прэтт ищет свою дочь. Среди них — грузовая палуба, кабина пилотов и комната, где они отдыхают, так называемый «чердак», по которому проходят основные коммуникации воздушного судна — всевозможные кабели, шланги, трубы, воздуховоды системы вентиляции и кондиционирования, а также гондола передней стойки шасси и комната авионики, где находится собственно электронный мозг самолёта.Но, разумеется, само правдоподобие декораций ничего не ещё решает. Важно и то, чтобы актёры, играющие массовку, вели себя достоверно. Говорит Брайэн Грейзер: «Пассажиры должны быть теми же, каких обычно можно увидеть на любом из международных рейсов. Тут и типаж вездесущего умника, и полный комплект узнаваемой «шумной семейки», и, в целом, хорошо заправленный винегрет из представителей самых разных национальностей, особенно, выделяющихся этнически. Кто-то из них чересчур назойлив, кто-то излишне подозрителен, другие пытаются помочь Кайли. Короче, всё как в реальной жизни. Что вызывает интерес и доверие».Создание атмосферы реалистичности, достоверности стояло центральным пунктом в планах Роберта Швенкте по превращению фильма в настоящий захватывающий дух и холодящий кровь триллер. Он признаётся: «Что мне больше всего нравится в режиссёре, это то, что ты сам творишь этот мир. По своим правилам. Ты сам наполняешь его красками, звуками и ощущениями, сам нагружаешь зрителя чужими переживаниями, задавая нужное тебе напряжение. Я надеюсь, они будут в должной мере взволнованы, заинтригованы и по-человечески тронуты».  ОБ АКТЁРАХ ДЖОДИ ФОСТЕР (Кайли Прэтт) добилась оглушительного успеха, снявшись в 1988 году в фильме  «Обвиняемый» (The Accused), где сыграла роль еле выжившей после изнасилования девушки. А роль специального агента Клэрис Старлинг в фильме «Молчание ягнят» (1991) принесла ей премию Оскар в категории «лучшая актриса» и неофициальное звание самой яркой актрисы своего поколения. «Молчание ягнят» принесло Фостер также «Золотой глобус», затем премию Британской киноакадемии и премии кинокритиков Нью-Йорка и Чикаго.Свою первую номинацию на Оскара вместе с премиями от Национальной ассоциации кинокритиков и кинокритиков Лос-Анджелеса Джоди Фостер получила за фильм «Таксист» (Taxi Driver). Фостер также является единственной американской актрисой, в один и тот же год удостоенной двух отдельных премий Британской академии кинематографа и телевидения — за свои роли в фильмах «Таксист» и «Багси Малоун» (Bugsy Malone).Совсем недавно Фостер снялась в фильме Жана-Поля Жёне (Jean Pierre Jeunet) «Очень долгая связь» (A Very Long Engagement) на французском языке. До этого она успела блеснуть в весьма кассовой киноленте Дэвида Финчера (David Fincher) «Комната страха» (Panic Room) и в фильме режиссёра Энди Темант (Andy Tenant) «Анна и король» (Anna and the King) производства киностудии 20th Century Fox.Фостер с отличием закончила Йельский университет, получив степень бакалавра гуманитарных наук в области литературы.  ПИТЕР САРСГААРД (Джин Карсон) имеет в своём активе биграфический фильм Билла Кондона (Bill Condon) «Кинси», где он играл вместе Лайэмом Нисоном и Лорой Линни — эта работа принесла ему номинацию «Независимость духа» (Independent Spirit Award) — и фильм Зака Брэффа (Zach Braff), посвящённый альтернативной музыке   «Штат садов» (Garden State). После этого он снимался у Сэма Мэндеса (Sam Mendes) в фильме «Морпех» (Jarhead), снятом по мотивам мемуаров Энтони Суоффорда, посвящённых войне в Персидском заливе. Здесь Сарсгаард играл вместе с Джейком Гилленхаалом и Джейми Фокс. В том же году, только осенью, он вместе с Кэмпбеллом Скоттом и Патрицией Кларксон снялся в психологической драме «Умирающий галл» (The Dying Gaul), режиссёра и сценариста Грейга Лукаса (Craig Lucas). Недавно он также сыграл в триллере Йэна Софтли (Iain Softley) «Болванка для ключа» (The Skeleton Key), где его партнёрами были Кейт Хадсон, Джина Роулэндс и Джон Херт.Среди других его работ — «Подводная лодка K-19», «Море Солтона» (The Salton Sea), «Империя» (Empire).
Ваша оценка фильму
  • 11
  • 22
  • 33
  • 44
  • 55
  • 66
  • 77
  • 88
  • 99
  • 1010
Рейтинг
5.26
1504 голоса
rss
Скоро на экранах

с 14 ноября

Телекинез

ты ещё узнаешь её имя

с 16 ноября

Джастин и рыцари доблести

с 16 ноября по выходным дням

с 21 ноября

Голодные игры: И вспыхнет пламя

Помни, кто твой настоящий враг

Новости

27 октября

Просмотр фильма «Сталинград» для ветеранов.

30 октября в 12.00 состоится киноклуб  «Наше кино». Просмотр фильма «Сталинград».

27 октября

К международному дню ТОЛЕРАНТНОСТИ,

Информация для школ. Принимаем коллективные заявки на кинолекторий «Толерантность – наш выбор».

27 октября

Призы нашли победителей. Эхо Манхэттенского фестиваля.

Манхэттенский фестиваль короткометражного кино - награждение победителей зрительского розыгрыша призов.

смотри - http://vk.com/feed#/ptzkino